Страница Луга Врана
О месте и роли России в прошлом, настоящем и будущем






О ложной официальной истории | Русская цивилизация | Вопросы Иудейства | Теономия | Аналитика

Трибуна | Галерея


Приложения к тексту «Истоки»

(таблицы, карты, тексты)


КАРТЫ



Карта 1.

Разселение семитов из Сирийской степи.



Карта 2

миграция Тараха и Авраама, 19-18 век.

вторжение евреев в Ханаан

станы Иуда, Рэувен, 15 век до Р.Х.

стан Дан, 11 век до Р.Х.

вторжение израильтян в Ханаан.

стан Эфраим, 13 век до Р.Х.



Карта 3.

ЮЖНЫЙ ХАНААН (ПАЛЕСТИНА).

Прибрежные города филистимлян (пеласгов-палешет).

Хеврон — центр еврейской области.

Самария (Шомрон) и Шхем — израильские центры.

Иерусалим — новый центр единого царства.




Карта 4.

Разселение еврейских и израильских колен (племён) на земле Западного Ханаана (в Палестине).



Таблица 1. ИЗЧИСЛЕНИЕ СТАНОВ И КОЛЕН


Объект



№№



КОЛЕНО



КОД



ЭЛЕФОВ



ВОИНОВ

В КОЛЕНЕ



СТАН



ВОИНОВ

В

СТАНЕ



1




РЭУВЕН



46 тыс. 500



46



500









РЭУВЕН









1450



2




ШИМОН



59 тыс. 300



59



300





3




ГАД



45 тыс. 650



45



650





4




ИУДА



74 тыс. 600



74



600









ИУДА









1400



5




ИССАХАР



54 тыс. 400



54



400





6




ЗЫВУЛУН




57 тыс. 400



57



400





7




ЭФРАИМ



40 тыс. 500



40



500









ЭФРАИМ









1100



8




МЫНАШЕ



32 тыс. 200



32



200





9




БИНЬЯМИН



35 тыс. 400



35



400





10




ДАН



62 тыс. 700



62



700









ДАН









1600



11




АШЕР



41 тыс. 500



41



500





12




НАФТАЛИ



53 тыс. 400



53



400





ВСЕГО




12 КОЛЕН



603 тыс. 550



598



5550



4 СТАНА



5550



Таблица 2. СКИНИЯ ЗАВЕТА, ЛЕВИТЫ, КОЭНЫ

Числа приведены якобы на время последних лет жизни Моше. Но соответствующий текст написан, по мнению многих исследователей, уже после Вавилонского плена...





К северу от скинии

Левиты рода Мырари

6 тысяч 200

(от месяца и выше)

3 тысячи 200

(от 30 до 50 лет)




К западу от скинии

Левиты рода Гэйршон

7 тысяч 500

(от месяца и выше)

2 тысячи 630

(от 30 до 50 лет)





Скиния Завета

(всегда ориентирована входом на восток)



К востоку от скинии

Коэны (священники)

Сыны Аарона, роды: Элазар и Итамар

Число не названо





К югу от скинии

Левиты рода Кыат

8 тысяч 600

(от месяца и выше)

2 тысячи 750

(от 30 до 50 лет)



Итого всех левитов мужского пола от месяца и выше: 22 тысячи 300. Причём, Тора называет число 22 тысячи ровно. Излишек = 300. Тора называет излишек: 273 человека.

Число левитов мужского пола от 30 до 50 лет всего: 8 тысяч 580.

К священной службе в Святое Святых допускались только коэны.

Левиты обслуживали скинию и службу коэнов, но входить в скинию они могли только под надзором священников — и только левиты из рода Кыат.


Левиты Кыат отвечали за всю священную внутреннюю утварь скинии.

Их курировали коэны из рода Элазар.

Левиты Гэйршон отвечали за все шатры, покровы, завесы скинии и за их верёвки.

Гэйршонов контролировали священники из рода Итамар.

Левиты Мырари отвечали за все брусья, засовы, столбы, подножия и колья скинии и её двора, и за их верёвки.

За Мырари присматривали коэны рода Итамар.


Левиты, вошедшие в скинию не по установленным правилам, и без контроля коэнов, предавались смерти.

Все израильтяне, кроме левитов, приступившие к скинии, немедленно предавались смерти.



ТЕКСТ 1

РЕФОРМА ЭХНАТОНА

(По книге «Древние цивилизации». Мысль. Москва. 1989)

Мир и внешняя стабильность, казалось надолго установившиеся в Египте с воцарением Аменхотепа 3 после долгих войн, внезапно были разрушены в правление его сына и преемника Аменхотепа 4. Изменив вере своих предков, этот фараон-реформатор на двенадцатом году своего царствования окончательно порывает с традиционным египетским многобожием и учреждает культ солнечного диска — Атона. По приказу царя в египетских надписях делаются попытки уничтожить не только имена богов, но и само понятие бог. Слово это стремятся заменить словом властитель (сравните с иудейским названием бога на иврите — Адонай, «мой господин». Луг Вран), а знак бога — знаком, обозначавшим фараона. Само Солнце на завершающем этапе реформы мыслится не как бог, а как царь. Отныне в мире правят только два царя: Солнце-Атон и его сын Эхнатон — Угодный Атону.

Религиозная реформа Эхнатона — исключительное явление в истории не только египетской, но и, возможно, всей древневосточной культуры. До сих пор мотивы и своеобразный характер её, как и сама личность царя, — предмет острых споров. С одной стороны, в солнцепоклонничестве Эхнатона нельзя не видеть традиционную в египетской религии струю солярного монотеизма, связанного с гелиопольской жреческой доктриной, но освобождённого в реформированной религии от мифологического балласта. Эхнатон словно довёл до логического конца восходящую ещё к эпохе великих пирамид концепцию о царе как сыне Солнца и не менее древнее представление о Солнце как о царе. С другой стороны, полное игнорирование Эхнатоном осирических представлений, ставших центральным моментом веры египтян в загробное преображение, уничтожение в надписях на заключительных этапах реформы самого слова бог и знаков, обозначающих бога, придают учению Эхнатона оттенок намеренного богоборчества. Эхнатон же, враг из Ахетатона, как его заклеймили более поздние тексты, первый индивидуалист и религиозный гений в истории, по словам Б. А. Тураева, один из самых жестоких египетских владык, творящий силу против не знающего учения его и обрекающий мраку своих противников, в конце своего правления весьма напоминает не просто отступника, еретика, но и ниспровергателя веры в бога, заслоняющего собственной личностью своего отца Атона, несмотря на строгое соблюдение религиозной обрядности в служении Атону (так и в иудейском храме строго соблюдался культ бога Яхве, при скрытом от народа тайном культе другого божества. Луг Вран).

О социальных причинах реформы Эхнатона писали многократно, гораздо труднее постичь мировоззренческие причины её. И хотя из текстов амарнского периода явствует, что единственным создателем учения жизни был сам царь, вряд ли бы последнему удалось осуществить свой смелый эксперимент, не будь создана благоприятная обстановка в ближайшем царском окружении, целиком обязанном Эхнатону своим возвышением и ради мирских благ готовом принять или отвергнуть Атона или Амона. Следует иметь в виду и то, что непосредственно перед восшествием на престол Аменхотепа 4 культ Солнца приобрёл особое значение в царской семье. Отец царя-реформатора в отличие от своих предшественников с особой последовательностью называл себя образом Ра, доведя до крайности культ своих собственных статуй (проявлений его божественной сущности). Он величался Солнцем — владыкой Маат, именем, весьма напоминающим свойственное титулатуре Эхнатона имя Живущий Маат.

Амарнский период был кратким, но чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской истории и, несмотря на верхушечный характер реформы, имел важные последствия для всех сфер египетской культуры.

Амарна явилась переломным моментом в истории новоегипетского языка, и со времени правления Эхнатона он становится языком письменным. Новоегипетский язык в гораздо большей степени отличается от среднеегипетского, чем среднеегипетский от староегипетского.

...Некультовая любовная лирика Египта — уникальное явление на древнем Востоке, где любовная поэзия целиком подчинена сакральным целям и, как правило, включена в ритм жизни храма (сравните: Песнь песней Соломона. Луг Вран).

...Реформа Эхнатона вызвала негативную реакцию со стороны традиционной сакральной культуры, одним из наиболее стойких приверженцев которой являлось фиванское жречество. В религии Амона Фиванского, ставшей целым этапом в развитии культуры страны, ярко сказалась могучая сила египетской традиции, ибо фиванская теология впитала в себя идеи жреческих школ, возникших ещё на заре египетской цивилизации.

(Развитый Эхнатоном еретический культ Атона был впоследствии поглощён традиционным культом Амона-Ра. У древних же иудеев не было такой мощной религиозной традиции как египетская. Иудеям нечего было противопоставить искушённым жрецам тайного культа богоборчества. Ведь даже имя Исраэль традиционно осмысливается как Богоборец. Луг Вран).


ТЕКСТ 2

ДРЕВНЕЙШАЯ МЕСОПОТАМИЯ, СЕМИТЫ

Заселение Месопотамии людьми началось с древнейших времён за счёт переселения в речную долину обитателей окрестных гор и предгорий. При этом люди осваивали в первую очередь более благоприятную с точки зрения ландшафтных и климатических усло вий северную часть страны. Этническая принадлежность носителей древнейших дописьменных археологических культур неизвестна.

В эпоху мезолита, в 11-8 тысячелетиях до Р. Х., появились первые жилые сырцовые постройки. Известны поселения этого периода в Зави-Чеми-Шанидар, Млефаат.

В неолите, в 7 тысячелетии, в горах Загроса восточнее Месопотамии выделилась культура Джармо. В это время окультурены ячмень и эммер (пшеница-двузернянка), приручены коза, свинья, собака.

В конце 7 — начале 6 тысячелетия земледельцы и скотоводы Джармо спускаются с гор Загроса в Долину, где основывают ряд осёдлых посёлков (например, Телль-Сотто).

В середине и второй половине 6 тысячелетия осваивается уже вся Северная Месопотамия. Эта культура названа Хассунской. Хассунские племена продвинулись на юг в Центральную Месопотамию до района современного Багдада. Для хасунцев характерно наличие развитого земледельческо-скотоводческого хозяйства, разведение крупного и мелкого рогатого скота, возделывание трёх видов пшеницы, четырёх — ячменя; началось использование льна. Появились начальные формы искусственного орошения: дамбы, каналы. Развивались гончарное и ткацкое производства. Орудия труда по преимуществу были каменными, как и оружие.

В 5 тысячелетии оформилась так называемая Халафская культура. Для неё характерна сложная расписная керамика, развитое камнерезное дело. Из камня резали посуду и украшения. Началось использование меди наряду с камнем — при изготовлении оружия и орудий труда. В этот период халафские племена продвинулись в Южную Месопотамию вплоть до берегов Залива. Древнейшие поселения Юга образовались в это время: города Эреду, Ур, Урук.

В последнюю треть 5 — первую половину 4 тысячелетия на Юге сложилась Убейдская культура (по имени поселения Эль-Убейд около Ура). Убейдцы создали первую развитую систему мелиорации и искусственного орошения. разцвели ремёсла: керамическое (разпространился гончарный круг), металлургическое (литьё меди), ткачество (пряслица, прялки, иглы, шилья). Применение сложных форм ирригации резко увеличило количество продовольствия в стране. Начало быстро расти население. Появились крупные поселения площадью до десяти гектаров. Строятся величественные храмы, мощные крепости, пышные резиденции вождей. Видимо, в это время на территории южной Месопотамии появляется новая этническая волна — племена ШУМЕРОВ, которые смешались с уже обитавшим здесь населением. Кто такие шумеры и откуда они пришли — до сих пор не ясно. Некоторые исследователи выводят шумеров с гор Кавказа, другие — с Памира, Гиндукуша, Гималаев или Средней Азии. Есть версии, согласно которым шумеры — выходцы с Балкан, вытесненные оттуда индоевропейцами. В самом Шумере были разпространены предания об их древней родине на островах Дильмун (Бахрейн).

Возникновение классового общества и государственности, письменности, создание основ шумерской цивилизации — связаны с Урукской культурой (по городу Урук), существовавшей во второй половине 4 тысячелетия. Урожаи ячменя тогда достигли 120 и даже, в особых случаях, 400 центнеров с гектара!

В конце 4 — начале 3 тысячелетия выделилась культура Джемдет-Наср. В это время отмечено преобладание медных орудий труда и оружия, появилась бронза. В строи тельстве многочисленных храмов и крепостей широко применялся обожжённый кирпич. Возникает институт рабства. В стремлении завладеть рабами вожди совершают нашествия друг на друга, ведут частые войны.

В начале 3 тысячелетия на территории Месопотамии жили многие разноязычные народности, среди которых особо выделились три группы населения: на юге — шумеры, в средней части — семиты (аккадцы), на севере — хурриты. (Хурриты — древнее автохтонное население территории современного Курдистана и Северной Месопотамии. Близкородственны халдам-урартам, основным предкам армянского этноса. Возможно, родственны кутиям-гутиям, жившим тогда же в горах Загроса к востоку от Месопотамии. Аккадцы называли хурритов и их страну Субарту. Хурриты создали в 16 столетии мощное государство Митанни. Оно долгое время на равных соперничало с такими великими державами как Египет и Хеттское государство, а также — с Ассирией).

В этот период в разных районах страны выросли крупные центры: Ашшур, Мари, Ниневия, Сиппар и другие. Но шумерский юг с городами: Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш — играл в это время ведущую роль в Месопотамии.

В 28 — 24 столетиях в истории Месопотамии был так называемый раннединастиче-ский период. Политическая история городов Шумера в этот период разделена на три этапа.

28 — 27 века — первый этап — преобладание в Шумере города Киш. Кишем правили цари: Этана, Энмеркар, Лугальбанда. Правители городов имели титул энси.

В 27 — 26 столетиях выделен второй этап, для которого характерно лидерство города Урук. Его правитель — ставший впоследствии легендарным и обожествлённый Гильгамеш. При следующих за ним царях мощь Урука ослабела.

25 — 24 столетия. Третий этап. Доминирует город Ур. Первая династия Ура сумела объединить под своей властью почти весь Шумер. Известны богатейшие погребения в Уре.

В конце этого этапа усиливаются противоречия между городами, власть Ура слабеет, происходят многочисленные войны, и на первый план вырывается город Лагаш. Энси Лагаша приняли новый титул — лугаль. Самым великим лугалем Лагаша был Уруинимгина, правивший всего шесть лет: с 2318 по 2312 год.

Однако Лагаш затем оказался втянут в долгую борьбу с Уммой и другими городами. В результате Умма в правление Лугальзагеси объединила Шумер под своей властью на четверть века. Но это рыхлое политическое образование было непрочным и вскоре рухнуло и разсыпалось под натиском более сильного государства — единого Аккада, возникшего к северу от Шумера в Центральной Месопотамии.

Аккадская держава создана семитами. Большинство историков сходятся на том, что прародиной семитов была обширная и богатая травами Сирийская степь (хотя имеются и другие точки зрения).

Уже с 27 столетия восточно-семитские скотоводческие племена, кочевавшие по Сирийской степи, надвинулись на Среднюю Месопотамию и заселили её. Часть семитов разселилась в Северной Месопотамии, где смешалась с хурритами. В Митанни, помимо семитского, была небольшая примесь и арийского (индоевропейского) населения.

Язык восточных семитов, поселившихся в Месопотамии, называется аккадским. Аккадцы, жившие в Средней Месопотамии, в Аккаде, говорили на ассирийском диалекте аккадского языка. Аккадцы, разселившиеся позднее, в 24 столетии, в Южной Месопотамии, в Шумере, — на вавилонском диалекте аккадского языка.

Итак, аккадский царь Шаррум-кен (Саргон) установил в 24 столетии своё господство в Шумере (Южной Месопотамии), покорил Субарту (страну хурритов в Северной Месопотамии) и образовал великую Аккадскую державу. Это была первая настоящая империя древности. В сферу влияния могущественных царей Аккада вошли Эбла и Мари. Величие Аккада продолжалось около двухсот лет. Последнему аккадскому царю Шаркали-шарри («царь всех царей», слово царь — досемитского, ностратического, происхождения: сар, шар, шер, шур) пришлось вступить в длительную борьбу с наседавшими с запада, из Сирийской степи, амореями и противостоять нашествию кутиев с северо-востока.

Около 2170 года Месопотамия была завоёвана и разграблена племенами кутиев, жившими в горах Загроса.

К 2109 году ополчение города Урук во главе с царём Утухенгалем разбило кутиев и изгнало их из страны. После этого Урук претендовал на господство над всем Шумером, но первенство захватил Ур, где у власти находилась третья династия (2112 — 2003). Основал династию Ур-Намму, при котором царская власть приобрела деспотический характер. Сын Ур-Намму Шульги (2093 — 2047) добился своего обожествления. Шульги создал свод законов, являющихся древнейшими известными правовыми актами. В отличие от более поздних законов Хаммурапи Шульги не руководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возмещения пострадавшему. Знаменитая Третья династия Ура правила объединённым Шумеро-Аккадским царством с конца 22 по начало 20 века.

При преемниках Шульги большую опасность для государства повторно стали представлять аморейские племена. В 21 — 20 столетиях с запада, из благодатной в то время Сирийской степи, в Месопотамию начали проникать западно-семитские кочевые скотоводческие племена. Аккадцы называли их амореями. По-аккадски Амуру значит Запад, чаще всего применительно к собственно Сирийской степи. Одно время на территории современного сирийского побережья между Кадешем и Алалахом существовало государство Амуру со столицей в городе Угарит. Среди амореев было много племён, говоривших на различных, но близких друг к другу диалектах.

В конце 3 тысячелетия семиты впервые проникли в Южную Аравию.

Чтобы приостановить продвижение амореев, цари Третьей династии Ура построили линию укреплений большой протяжённости. В армии Ура начали использовать наёмников, главным образом из числа тех же западных пастухов амореев. Было развёрнуто строительство крепостей и на востоке — для защиты от кутиев и эламитов (Элам — древняя страна с очень сильным государством — разполагался на побережье Залива к востоку от Шумера. Столица — город Суза. Эламиты родственны дравидам).

Амореи надвигались уже и с запада и с востока, ибо, обходя крепости и естественные преграды, они пересекли Месопотамию и наступали теперь с двух сторон.

Завершающий удар нанесли эламиты. Они разрушили Ур, а последнего царя Третьей династии Ура увели в плен.

В конце 3 — первой половине 2 тысячелетия амореи осели в Месопотамии, где довольно быстро ассимилировали аккадцев (близких им по языку и по крови) и остатки шумеров. Амореи основали ряд царских династий. В частности, около 1895 года они создали государство со столицей в только что построенном ими городе — Вавилоне (Баб-или, «Врата бога»). Поначалу этот самый молодой город Месопотамии не играл особой роли, но выдвинулся на первый план при царе Хаммурапи (1792 — 1750).

Период правления в Вавилоне аморейской династии — с 1894 по 1595 годы — назван старовавилонским. В этот период Вавилония охватила весь Шумер и затем включила в себя обширные земли в Месопотамии и за её пределами. Были завоеваны Ассирия и Мари.

Затем Вавилон был разромлен в 1595 году хеттами, благодаря чему Вавилонию завоевали касситы. Касситы — одна из групп горных племён Загроса. Время правления касситской династии в Вавилоне (1595 — 1155) обозначают как средневавилонский период. Мощные военные державы — Египет, Митанни, Хеттское царство — вели жестокую борьбу за гегемонию, а касситский Вавилон был лишь одной из второстепенных фигур на политической арене той эпохи.

Государство Митанни возникло в северо-западной части Месопотамии на месте нескольких древнехурритских царств, поглощённых им около 16 века. Столицей был город Вашшуканни, ещё не обнаруженный археологами. В социальной структуре Митанни большую роль играли общины: алу (сельские) и димтубашни» — большесемейные).

Очень быстро Митанни стало могучей военной державой, захватило Ассирию и потеснило Хеттское царство. Лишь Египту удалось, в конце концов, отразить натиск Митанни и сломить могущество митаннийцев. Повсеместно славилось митаннийское искусство коневодства и колесничного боя. Во второй половине 14 столетия Митанни попало под власть хеттов, а в 13 веке было окончательно завоёвано ассирийцами.

Ассирия: староассирийский период 20 — 16 века, в конце периода Ассирия была разбита Вавилоном Хаммурапи, а затем завоёвана митаннийцами.

Среднеассирийский период 15 — 11 века. В этот период Ассирия своим врагам: Вавилонскому, Митаннийскому и Хеттскому царствам — противопоставила союз с Египтом. В 13 веке Ассирия Среднего царства достигла наивысших успехов. Земли Митанни завоёвываются. Ассирийский царь Тукульти-Нинурта Первый вторгся в Вавилон и увёл в плен вавилонского царя, увёз статую бога Мардука, покровителя Вавилона. В Закавказье Ассирия подчиняет себе страну Наири (Уруатри, или Урарту). В 12 веке Ассирия пережила упадок. Но в правление Тиглатпаласара Первого (1115 — 1077) она вновь возвысилась благодаря исчезновению её старых врагов: Хеттское царство пало, Египет вступил в полосу раздробленности. Ассирия захватила Северную Сирию и Северную Финикию. С Вавилоном же велась упорная борьба с неопределённым результатом. Правители Ассирии носили титул шарру (царь), а впоследствии появилась развёрнутая титулатура: «царь множеств, царь могучий, царь Ассирии». Период Среднего царства в Ассирии закончился разгромом в результате вторжения арамеев.

В 12 — 11 столетиях из Северной Аравии в Сирийскую степь продвинулись арамеи. Арамеи — западно-семитские пастушеские племена. Они первыми сделали верблюдоводство основой кочевого хозяйства. Арамеи основали своё царство со столицей в городе Дамаск (Сур, или Сирийское царство).

В 11 — 10 веках арамеи проникли в Среднюю Месопотамию, где смешались с местным аккадским и аморейским населением и надолго подорвали могущество Ассирии. С этих пор арамейский язык широко разпространился по ближневосточному региону и стал средством международного общения.

Новоассирийский период 10 — 7 века. В период Нового царства возникла великая Ассирийская военная держава — первая грандиозная империя, добившаяся господства на всём Ближнем Востоке. В подъёме Ассирии огромную роль сыграло освоение железа и его внедрение в военное дело. Мировая Ассирийская держава создала знаменитую и непревзойдённую в ту эпоху армию, состоявшую из разных родов войск и подразделений постоянного состава. Отряды тяжёлой и лёгкой пехоты, тяжёлой и лёгкой конницы, боевых колесниц — тесно взаимодействовали друг с другом и дополнялись специальными отрядами инженерных войск (сапёров и метательных машин). Оборонительное вооружение делали из бронзы, наступательное — из железа. Войска размещались в укреплённых военных лагерях. Ассирийцы очень заботились о строительстве каменных дорог и мостов. В правление Саргона Второго (722 — 705) Ассирия разгромила Израиль, в 722 году после трёхлетней осады ассирийцы взяли и разрушили его столицу — Самарию. Израильское царство было навсегда уничтожено. Ассирийский царь Синаххериб покорил в 689 году Вавилон, а Асархаддон (681 — 669) завоевал в 671 году Египет. В конце 7 столетия, когда все лучшие военные достижения Ассирии были заимствованы её врагами, Ассирия оказалась в упадке и вскоре погибла в борьбе с коалицией государств, состоявшей из восставшей Вавилонии, быстро поднимающейся Мидии и Скифов.

Начиная с 9 столетия из Аравии в Южную Месопотамию вторгаются халдейские племена. Халдеи — западно-семитские кочевники, близкородственные арамеям. Халдеи постепенно осели в Вавилонии (бывшем Шумере), где через два века начали играть доминирующую роль. Время правления в Вавилоне халдейской династии (626 — 539) обозначается как нововавилонский период. 605 — 562 годы — правление Навуходоносора Второго, создавшего могучую державу. В 597 году этот царь взял Иерусалим, разрушил иудейский Храм и увёл в вавилонский плен около трёх тысяч иудеев.


ТЕКСТ 3

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИУДЕЕВ.

ЕВРЕИ, ИЗРАИЛЬТЯНЕ ДО ПРИХОДА В ХАНААН

По наиболее широко разпространённому мнению, прародина семитов находилась в богатой травами, плодородной тогда Сирийской степи, ныне обращённой в пустыню. Отсюда буйные волны кочевников разплывались по богатым равнинам Месопотамии, этой древнейшей колыбели цивилизации, где приняли культурную эстафету у шумеров, создали великий Аккад, Ассирию, Вавилон, Эблу... Отсюда, из Сирийской степи, семиты-скотоводы сплошь заселили средиземноморский Левант — страны благодатного климата. Отсюда же семиты пришли в достаточно влажные в ту эпоху степи Счастливой Аравии.

Старейшее имя, прямо связываемое в традиции Торы с еврейскими древностями, — Фарра, или Тарах. Предполагают, что это слово означает Луну. Тора называет Тараха отцом Авраама, что, как минимум, указывает на некую преемственность между ними. По мнению многих исследователей, Тарах поклонялся Луне. Возможно, это объясняет его имя. В 2070 — 1870 годах Тарах жил в Уре на нижнем Евфрате, одном из древнейших и славнейших городов южной Месопотамии, Шумера. После длительной борьбы с солнцепоклонниками почитатели Луны были изгнаны из Ура. Приблизительно в 1870 году Тарах покинул Ур и со своим родом переселился в Харран. Харран, или Харан, — город на территории современной южной Турции — стоит на реке Нар-Бали, притоке верхнего Евфрата, примерно в девятистах километрах к северо-западу от Ура. В те времена Харран входил в состав сильного государства Мари. Страну Мари населяли многочисленные племена амореев, западно-семитского народа, одну из ветвей которого составляли евреи.

Харран был крупнейшим центром культа Луны. Либо он стал таковым в результате переселения в него лунопоклонников Тараха, либо Тарах со своим родом бежал, спасаясь от иноверцев, в уже существующий центр своего культа. Во всяком случае, лунный культ продержался в этом городе ещё более трёх тысяч лет, вплоть до 12 столетия от Рождества Христова, когда был окончательно уничтожен исламскими воинами, разрушившими последние святилища.

Во время пребывания Тараха в Харране (в 19 — 18 столетиях), письменные источники Мари отмечают в окрестностях города кочевые пастушеские племена: Авамрам (Абраам), Иакоб-эль (Йааков-эль), Биньямин. По нашей версии, два последних названия были именами родовых групп или племён более крупной общности Авраам, то есть, евреев.

Еврейские племена (аморейского происхождения) бродили по богатым пастбищам широкой Сирийской степи, для торговли разбивали свои шатры у стен городов, размножались и вовлекали в орбиту своего влияния новые группы кочевого населения. Иногда создавали союзы и грабили города, центры торговли и ремесла, облагали данью земледельцев.

В конце 18 столетия началось усиленное передвижение многих кочевых семитских племён, в основном аморейских, в Месопотамии, Сирийской степи, на Синае. Активизация степняков была вызвана, как полагают, голодом, поразившим регион. Значительная часть этих племён объединилась в мощный военный союз во главе с гиксосами и под именем последних вторглась в Египет. Египетская армия считалась хорошей и, в общем, соответствовала эпохе; однако была пешей и по большей части легковооружённой. Египтяне не имели лошадей. Умело использовав неизвестные египтянам боевые колесницы, запряжённые лошадьми (это было страшное оружие!), и тяжёлое защитное вооружение, гиксосы разметали египетскую армию и завоевали Египет. Образовалась обширная держава гиксосов, которая охватила земли Египта, Синая, Ханаана, Сирийской степи и имела столицу в построенной гиксосами в восточной части дельты Нила неприступной крепости Аварис.

С 1710 по 1580 годы в Нижнем, или Северном, Египте правила гиксосская, пятнадцатая, династия фараонов. Среди гиксосов были и те, кто назван в Торе сынами Израиля.

Тора указывает, что израильтяне пришли в Египет, мучимые голодом.

Сын Израиля (Иакова) Иосиф стал в Египте везиром, первым после фараона лицом в государстве гиксосов, и прославился мудростью в управлении страной.

Но владычество гиксосов держалось исключительно на военной силе, на техническом превосходстве над египтянами, и не могло быть вечным. Держава гиксосов была рыхлым политическим образованием. Позиции азиатов-семитов никогда не были прочными в Египте, и иго гиксосов свергли.

А Авраам, сын Тараха, жил во времена гиксосов в Харране, где он постепенно перешёл от почитания Луны к некоему культу, называемому в Торе верой Авраама, то есть, еврейской верой. Мы понимаем это так, что евреи, кочевавшие в окрестностях Харрана, отказались от культа Луны, которого они придерживались ранее. Вероятно, использование лунного календаря и современными иудеями является своего рода пережитком древнего культа Луны, отвергнутого евреями ещё в окрестностях Харрана.

В Харране разразился религиозный конфликт, и народ Авраам (евреи) откочевал от Харрана и двинулся по Сирийской степи на юг. Согласно Торе Тарах, отец Авраама, умер в Харране. Это может означать, что евреи покинули центр луннопоклонников, а сам культ Луны остался в городе.

К моменту появления евреев в Ханаане (Кнаане) последний был заселён многими небольшими народами западно-семитского, в основном, аморейского, происхождения. Все они собирательно названы в Торе ханаанеями, или хананеями. В стране было много невысоких горных хребтов, разделяющих её на множество маленьких и весьма плодородных долин. В этих долинах хананеи занимались земледелием; развивались ремёсла и торговля. В каждой долине возник город, в котором сел свой царь, повелитель долины. Хананеи достигли относительно высокого уровня культуры. Политически Ханаан входил тогда в сферу влияния Египта, только что освободившегося от власти гиксосов.

В 15 столетии ханаанские источники фиксируют появление еврейских пастушеских племён (Хабиру, Явир, Хебраи, Хапру), пришедших с востока, из-за реки Иордан.

Во время вторжения евреев в Ханаан местные цари неоднократно обращались за военной помощью к Египту, но фараон не оказал её.

Пятнадцатым веком археологи датируют многие разрушения ханаанских городов, в том числе руины Иерихона, который, как и Гай, более не был восстановлен. Возглавлял евреев вождь по имени Иешуа (Иисус), названный в Торе Иешуа бен-Нун (Иисус Навин). Считают, что божество евреев называлось Эло`им (множественное число от слова эль, «бог»). Хананеи поклонялись общесемитским элам, ваалам, астартам и другим божествам, которым воздвигали кумиры. разпространены были священные рощи. В сложном взаимодействии культур пришельцев-евреев и туземцев победила более развитая культура хананеев. Начался медленный, растянутый на столетия, процесс ассимиляции евреев хананеями. Но процессу этому не суждено было завершиться в срок.

После падения в Египте власти гиксосов, большая их часть покинула страну, но какое-то небольшое количество осталось. Среди последних были и сыны Израиля. Израильтяне не растворились в массе аборигенов. Психологический барьер между ними был непреодолим. Пастухи всегда свысока относились к труду земледельцев, подавленных деспо тами. Бедуины традиционно кичатся своим свободолюбием, своей независимостью. К тому же сто тридцать лет политического господства гиксосов позволили кочевникам-скотоводам видеть в аборигенах своих подданных. А теперь ситуация в Египте резко изменилась. Положение сынов Израиля стало ухудшаться. Новая египетская власть старалась включить их в единую экономическую систему страны. Сложилась обстановка, при которой люди, лишившиеся своих привилегий (не заслуженных, но полученных как бы по праву рождения), стали склонны жаловаться на судьбу и преследования со стороны чужих, стали винить инородцев в том, что те не дают то, что якобы должны дать. Иными словами, возникла ситуация, при которой стало легко сваливать естественные трудности жизни на чьи-то злые козни. Так сыны Израиля стали потенциальной жертвой всех тех, кто мог и хотел использовать их недовольство, раздражение и претензии как свой инструмент. А покинуть Египет, как это сделали другие, израильтяне не смогли или не захотели. Возможно, их старейшинам было трудно разстаться с привычным и удобным образом жизни. Так началось египетское рабство (по Торе), или Первое разсеяние (по талмудической традиции), продолжавшееся триста лет, с 1580 по 1280 год. Ближе к концу этого периода на израильтян огромное влияние оказала религиозная реформа Аменхотепа Четвёртого, принявшего имя Эхнатон, угодный Атону.

Около 1280 года израильтяне покинули Египет, в котором они жили с 1710 года. «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет» (Исход, 12, 40). Личность Моисея, возглавлявшего израильтян, загадочна. Имя Моиша — не семитское, египетское. Туманом окутаны его рождение и смерть.

В дороге израильтяне остановились надолго у друзей Моисея мадианитян. В это время они поклонялись Эль-Шаддаю, богу гор, которого впоследствии стали называть именем бога войны мадианитян — Яхве, Иегова. Это имя было известно и другим семитским народам в форме Яв (сын Ваала). Яхве, осмысливался как Ниспадающий, Низвергающий молнии, Сущий, Господь.

Когда сыны Израиля отдохнули в земле мадианитян, они двинулись с юга на Ханаан, «землю, текущую молоком и мёдом». Разведка вернулась с плодами земли обетованной: виноградом, инжиром, гранатовыми яблоками, оливками. Единственную виноградную гроздь несли на шесте два воина. Естественно, это произвело сильное впечатление.

В конце 13 столетия, после 1240 года, израильтяне вошли в Ханаан с юга и вступили в союз с евреями. При заключении союза израильский вождь Моисей признан старейшим над еврейским вождём Иешуа. Праотец евреев Авраам — старейшим над патриархом израильтян Иаковом. Произошло соединение имён богов: Эло`им и Иегова — Иегова Эло`им, Господь Бог. Лидерами двух сторон были колена: Иуда — еврейской, Эфраим — израильской. Этот союз сделал возможным совместное существование евреев и израильтян и, в конечном счёте, образование единого Израильского царства. Однако, он не ликвидировал противоречия между двумя претендентами на власть. Властные претензии Иуды и Эфраима вызвали центробежные тенденции, которые привели к расколу единого Израиля на Иудейское и Израильское царства и к длительной вражде между ними.


ТЕКСТ 4

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИУДЕЕВ.

ИУДЕИ В ПАЛЕСТИНЕ (ДО ТРЕТЬЕГО РАЗСЕЯНИЯ)

ЕВРЕИ, ИЗРАИЛЬТЯНЕ И ФИЛИСТИМЛЯНЕ

В 15 столетии до Рождества Христова еврейские племена вторглись в Южный Ханаан с востока, из-за Иордана, и разселились главным образом на юге страны.

В конце 13 столетия израильтяне (после исхода из Египта и сорокалетнего блуждания в пустыне) вошли в Ханаан с юга и заключили союз с евреями.

Примерно в начале 12 века побережье страны было занято филистимлянами. Это был арийский народ моря, родственный грекам-эллинам, называемый египтянами пелешет, иудеями — пылиштим, а европейцами — пеласги. По уровню материальной культуры пеласги примерно соответствовали хананеям, и далеко превосходили пастухов-евреев. Филистимляне построили на побережье пять портовых городов: Аза (Газа), Аскалон (Ашкелон), Асдод (Ашдод), Яффа, Акко. Вторая ветвь народов моря, чакара, разселилась севернее и, смешавшись с местным населением, положила начало новой Финикии и народу финикийцев (фойнов — что по-гречески значит «багровые»).

Всё 12 и большую часть 11 столетия продолжался период, названный в Торе эпохой судей (шофеттим). Разрозненные группы евреев и израильтян жили в стране между богатыми и сильными городами, в основном заселяя невостребованные пустоши и неудобья.

В стране постоянно шли войны между царями городов. Кочевники принимали в них активное участие. Вероятно, в роли наёмников одних царей, евреи воевали против других, сражаясь за плату и за добычу. Тексты Торы полны описаниями таких сцен — описаниями, являющимися, очевидно, документальным отчётом наёмников своим нанимателям. Отдельные еврейские племена и израильские группы выдвигали при необходимости правителей-полководцев, называемых судьями (судья — шофет). Самые известные судьи: Дебора-пророчица, Гедеон (Гидон), Иеффай (Ифтах), Самсон (Шимшон), Самуил (Шмуэль) — судья и пророк.

Как полагают, в конце 12 или в начале 11 столетия с севера в страну вошли еврейские (?) племена Дана.


БОРЬБА ИУДЫ И ЭФРАИМА, ЕДИНОЕ ЦАРСТВО

Еврейское колено Иуда и израильское колено Эфраим стали двумя лидерами, борющимися друг с другом за власть. Поскольку евреи были многочисленны и сильнее израильтян, постольку и Иуда как представитель всех евреев выдвинулся на первый план, постепенно оттеснив колено Эфраима. Центром евреев был Хеврон (что значит еврейский), который стал соответственно и центром всей еврейско-израильской общности. Усилиями евреев в Хевроне был провозглашён первый царь, а Хеврон стал царской столицей. При первых двух царях жил пророк Шмуэль.

1030 — 1010 годы — правление первого хевронского царя Шауля (Саула) из еврейского колена Биньямин. В его царствование борьба с филистимлянами достигла высшего накала. Чаша весов клонилась то в одну, то в другую сторону.

1010 — 970 годы — правление Давида. Преемником Шауля стал победитель Голиафа Давид из колена Иуды. Давид — это прозвище, означающее «полководец, военачальник, предводитель» и выражающее воинственный характер его царствования. Ему пришлось воевать с конкурентом — ставленником северных израильских племён Иевосфеем. Одержав победу, Давид обрёл ограниченную поддержку израильских групп только после появления новой единой столицы (Еврейский Хеврон никак не устраивал израильтян). Давид прославился широкими завоеваниями. Филистимляне были изолированы в своих городах. Был завоёван город иевусеев Иевус, разположенный в самом центре страны. Давид переименовал Иевус в Ерушалаим (Иерусалим) и перенёс в него свою столицу, покинув Хеврон. Иерусалим стал компромиссом между еврейским Хевроном и израильским Шхемом — и в этническом, и в культовом, и в территориальном плане. Такой компромисс укрепил царскую власть и обезпечил ей поддержку хотя бы части израильтян. При Давиде Иерусалим стал и одним из важнейших культовых центров страны. Ковчег Завета был взят из скинии, разположенной на севере в израильской Гиве (Шхем), и перенесён в Ерушалаим. Скиния же осталась в Гиве — мощным козырем в руках тех израильтян, которые хотели удержать центр культа на севере.

Жрецы Моисеевой традиции пришли в Ханаан из Египта с израильтянами, поселились вместе с ними на севере, в Шхеме, где основали центр своего культа. Поначалу они поддерживали израильтян в их борьбе с евреями Хеврона, затем переместились в новую столицу образовавшегося царства и обосновались в храме Соломона, став там священниками. Уйдя от израильтян, они сделали своей базой земли колена Иуды, поэтому со временем имя этого колена стало названием складывающейся новой общности.

Давид окончательно победил филистимлян, завоевал земли моавитян (Моав) на юго-востоке, часть земель сирийцев на севере, аммонитян на востоке, и Эдом на юге. Образовалась внешне сильное царство, но оно не было прочным. Держава Давида окрепла благодаря удачному стечению внешнеполитических факторов. Египет переживал упадок, Вавилон был слаб, Ассирия только набирала силу, но ещё не приступила к дальним захватам. Давид остался в памяти как идеальный царь, символ мощи и добродетели.

Еврейская, или Хевронская, держава Давида вскоре после перенесения столицы из Хеврона в Иерусалим приобрела новое качество, утратив изначальный исключительно еврейский характер и став Ханаанской. Отныне эта держава выражала интересы всех народов Ханаана. На царской службе виднейшие посты занимали представители всех этих народов.

970 — 931 годы — правление второго иерусалимского (ханаанского) царя Соломона (Шлёмо), сына Давида. Шлёмо — прозвище, означающее «мирный» (от слова шалём — «мир»), выражающее мирный, не воинственный характер его царствования. Чрезвычайно благоприятная внешнеполитическая обстановка ещё сохранялась, и Соломон ещё более упрочил эти преимущества расчетливой политикой. Династические браки Соломона стали основой мира и благополучия его государства. При нём царство далеко раздвинуло свои границы мирными средствами (у Соломона «было семьсот жён и триста наложниц, а любовниц — без счёта»). Главной женой его была египетская царевна. Государство укрепилось, росла военная и экономическая мощь. разширялась внешняя торговля, приносившая огромные доходы. Ханаан экспортировал: зерно, оливковое масло, вино, инжир, гранаты. Импортировал: золото, серебро, оружие, коней, ливанский кедр, благовония. Была отрегулирована система налогов. Отмечались первые проявления ещё не развитой частной собственности. В то же время положение большей части населения было очень тяжёлым и всё время ухудшалось.

При Соломоне, чья мудрость была прославлена жрецами, положение этих последних в Иерусалиме резко упрочилось. Венцом их успеха стало строительство Храма. Это был Первый храм, или храм Соломона. Строительство Храма началось на четвёртом году царствования Соломона и продолжалось шесть лет (966 — 961). Храм был по тому времени грандиозным и великолепным сооружением из камня, облицованным кедром и обложенным листовым золотом. Впоследствии вернувшиеся из вавилонского плена иудейские жрецы создали предание, согласно которому Храм был построен, якобы, по образцу древней скинии Завета, а сама скиния — создана по слову самого Бога. Очевидно, всё это мероприятие со сказанием было затеяно для того, чтобы укрепить слабый авторитет и самого Храма как культового центра, и жрецов этого культа, вышедших из Египта с Моисеем.


ЦАРСТВА ИЗРАИЛЬ И ИУДЕЯ

В 925 году, через шесть лет после смерти Соломона, единый Ханаан распался на целый ряд мелких и враждующих государств, из которых более всего известны два:

северное царство Израиль со столицей в Самарии (925 — 721);

южное царство Иудея со столицей в Иерусалиме (925 — 587).

До середины восьмого столетия оба царства часто вели войны друг с другом и с соседями, особенно с Сирийским царством арамеев. Затем их судьба сложилась по-разному.

С 734 года начались тяжёлые для Израиля войны с наступающей Ассирией.

В 721 году ассирийский шарру Саргон Второй завоевал Израиль, часть израильтян переселил на другие территории Ассирийской империи (где они были широко разсеяны и ассимилированы), а в Израиль переселил часть народа кути. Кути быстро смешались с оставшимися в стране израильтянами. Сложившийся в результате этого смешения народ получил название самаритян — по имени столицы страны. Вся территория Израиля стала называться Самарией. На иврите — Шомрон.

Иудея тоже подверглась агрессии со стороны Ассирии, однако, ей, в отличие от Израиля, повезло. Ассирия просто не успела завоевать Иудею.

Это было время больших войн Ассирии. Вся Месопотамия стала частью Ассирийской империи. Большая часть Закавказья и Малой Азии, Сирия, Финикия, Израиль — включены в её состав. Даже великий Египет был завоёван железным оружием ассирийцев. Но Ассирия пала, сокрушённая соединенной мощью своих врагов: скифов, мидийцев, вавилонян. На первый план вышла Нововавилонская держава, приступившая к широкомасштабным завоеваниям на Ближнем Востоке. Египет оправился после ассирийского удара и попытался перехватить у Вавилона контроль над Ханааном. Иудея попала между молотом и наковальней. Итак, после длительных войн с Ассирией Иудея была ввергнута в борьбу попеременно с Вавилонией и Египтом. После ряда тяжёлых поражений иудейских войск, халдейский (нововавилонский) шарру Навуходоносор Второй завоевал Иудею.

В 587 году Иерусалим взят, стены разрушены, дома сожжены. Храм разрушен. Знатные жители города насильственно уведены в плен. Началось Вавилонское пленение иудеев, или Второе разсеяние. Период Первого храма закончился.


ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН

Вавилонский плен имеет огромное значение для становления иудейских традиций.

В отличие от израильтян, угнанных в Ассирию, разсеянных и разтворённых среди населения империи, иудейская верхушка, уведённая в Вавилонию, представляла собою аристократию, сплочённую израильскими жрецами, обосновавшимися в Иерусалиме после возведения храма Соломона. Поэтому иудеи селились компактно, отдельными от всех поселениями (прообраз гетто). Тщательно организованная изоляция иудеев от посторонних влияний позволила жрецам Моисеевой традиции обезпечить устойчивость своего культа и наладить преемственность духовного контроля пастырей над поколениями своего покорного стада. Кроме того, Вавилонский плен привёл к тесному контакту иудейских жрецов с халдейскими жрецами, имевшими весьма развитую систему идеологии, сатанинской по содержанию. В этом контакте иудейские идеологи заимствовали у халдеев важные элементы будущих догматов иудаизма, например, тезис собственного величия и богоизбранности, традицию самообожествления и тому подобное.

Не все жители Иудеи были угнаны в Вавилонию. Простые люди остались по большей части на родине. Отдельные группы богатых и знатных иудеев, имеющих желание и возможность для бегства, спасаясь от вавилонян, переселились в Египет или в города Малой Азии. Таким образом, Второе разсеяние представляло собою более широкое явление, чем собственно Вавилонский плен.

Разрушение Храма и наличие Галута (Диаспоры) резко изменили специфику религиозной жизни иудеев. И в Галуте, и в Иудее стали строить синагоги (места собраний), ставшие центрами религиозной жизни иудейских общин. Храм был центром храмовых жертвоприношений. А в синагогах иудеи собирались по праздникам и в будни, общались, возжигали свечи, пели, устраивали религиозные диспуты (под строгим идеологическим надзором жрецов), читали священные тексты, слушали проповеди — толкования своих учителей (раввинов). То есть, место одного Храма заняли многочисленные синагоги, способные охватить всё иудейское население на местах, а место священников (коэнов) — учителя (раввины).

Во время Вавилонского пленения большую роль в иудейских общинах стали играть пророки (невиим), внёсшие значительный вклад в формирование иудейской религии и в создание будущей Библии (Танаха). В этот период произошло окончательное укрепление в иудейской идеологии монотеизма. Была заимствована идея машиаха (мессии, спасителя), укоренившаяся в иудаизме впоследствии.

В 539 году, через полвека после разрушения Храма, Вавилония была завоёвана персами. В следующем, 538, году персидский шах Кир, завоеватель Вавилона, позволил иудеям вернуться на родину и отдал им храмовую утварь, разрешил отстроить Храм и открыто отправлять свой культ в Иерусалиме. Персы даже стали назначать наместников (сатрапов) своей провинции (сатрапии) Иудея из числа иудеев.

Не все иудеи, бывшие в Вавилонии, вернулись в Иудею. Многие остались и даже широко разсеялись по странам Персидской империи, пользуясь терпимостью персов ко всем иноверцам и инородцам. От этих групп иудеев впоследствии произошли кавказские иудеи (таты), персидские (парси), и среднеазиатские, или бухарские иудеи (джугуты).

За время Вавилонского плена иудеи забыли свой древний язык иврит (язык евреев). Они перешли в быту на арамейский язык, бывший в ту эпоху средством межнационального общения. Арамейский язык был одним из государственных языков персидской империи, наряду с персидским и вавилонским. Персидская держава включила в себя земли Месопотамии, Египта и Малой Азии, а все они ещё раньше общались между собой при посредстве арамейского языка.


ВТОРОЙ ХРАМ

Вернувшиеся в Иерусалим вавилонские иудеи начали было строить там свой храм, но встретили ожесточённое сопротивление со стороны местных жителей — иудеев, остававшихся на родине, и за время отсутствия жрецов вздохнувших с облегчением. Люди не хотели опять надевать себе на шею ярмо, не хотели повторного установления хищнической тирании Храма и его священников, не желали ненавидеть окружающие их народы за то только, что те не давали иудейским жрецам власти над собой. Население Иудеи естественным образом было против человеконенавистнической идеологии пришельцев из Вавилонского плена и не желало оплачивать чужие счета.

Недовольство местных иудеев при встрече политически активных и религиозно агрессивных репатриантов было поддержано и соседями — самаритянами. Планы жрецов отстроить Храм были сорваны силой вооружённого сопротивления народа. И лишь при сатрапе Зоровавеле жрецам удалось закончить постройку.

С 520 по 515 годы происходило строительство Второго храма (храма Зоровавеля). Начался период Второго храма. Этот Храм был не настолько богат и великолепен как храм Соломона. Ведь Соломон пользовался силами и средствами достаточно крупного государства, процветающего в условиях мира при всяческой поддержке соседей, а строители Второго храма разполагали возможностями лишь небольшой общины, к тому же окружённой недругами.

Иудея была частью персидской державы Ахеменидов. Вся эта династия демонстрировала веротерпимость. Некоторые шахи даже сами приносили жертвы Иегове Эло`им. Таким путём иудейские духовные вожди как бы приручали владык империи, ставили последних в некоторую степень зависимости от иудейства. Податливость владык разных государств перед иудейским воздействием всегда приводила к эксплуатации коренного населения иудейской верхушкой. Поэтому иудейские лидеры воспитывали у царей такую уступчивость, добиваясь по возможности полной мягкотелости — путём убеждения в необходимости терпимости для каждого приличного и образованного правителя. В новую эпоху эту терпимость назвали демократией. Так иудейская верхушка и в последующие времена добивалась полной терпимости народов к иудейской нетерпимости, обезоруживала гоев перед иудейской ненавистью. И всегда развитие такой схемы приводило к большой крови. Пример массового уничтожения гоев иудеями в Персии, совершённого при полной поддержке шахского правительства, описан в книге Эстер (Пурим). «Широта взглядов» персидских шахов дала возможность иудейской верхушке, приверженной древним культам египетского и халдейского происхождения, окрепнуть и организовать своё управление в Иудее. Иудейская священническая администрация контактировала с персидским царём через посредство сатрапа, назначаемого шахом из числа иудеев же.

Примерно в 440 году в Иудею из Персии по приказу шаха Артаксеркса направлены пророки: Неемия — в качестве сатрапа, и Ездра — как учитель в делах веры.

В результате деятельности этих пророков их идеи приобрели большую силу. Восторжествовало ортодоксальное мракобесие вавилонской раввинской традиции. Суть учения пророков была в том, что недостаточно точное и последовательное выполнение пунктов закона Моисея повлекло за собою раскол страны на Израиль и Иудею, гибель Израиля, гибель Иудеи, разрушение Храма и Второе разсеяние. Совершенно необходимо точно следовать букве Закона. Началась борьба за чистоту крови, гонения на смешанные браки. Пророки настойчиво добивались разторжения таких браков, изгнания из Иудеи супругов неиудейского происхождения и их детей-гоев. Страна была очередной раз ввергнута жрецами сатанинского культа в кровавую пучину распри. Благодаря поддержке из имперского центра пророкам удалось в целом сломить сопротивление народа и изгнать всех несогласных с их диктатом. При этом произошёл окончательный разрыв Иудеи и Самарии. Хотя самаритяне исповедовали культ единого Бога, но сами они были потомками смешанных браков, а, следовательно, нечисты. Кроме того, самаритяне считали правильным следование духу Закона, а пророки настаивали на соблюдении буквы. Так закрепилась долгая, на века, вражда иудеев и самаритян.

С этих пор Иудея была под деспотичной и корыстной властью священников. Всё более она превращалась в огромное храмовое хозяйство, наподобие храмовых хозяйств Египта и — древних ахейских (крито-микенских) дворцовых комплексов.

Но держава Ахеменидов была разрушена сокрушительным смерчем Александра Македонского. На своём пути в Египет великий завоеватель прошёл через Иудею.

В 331 году Иудея добровольно, без боя, подчинилась Александру, за что получила от него дополнительные льготы в придачу к сохранённым привилегиям, данным ещё Киром Великим. Египетские иудеи, наряду с эллинами и египтянами, составили население Александрии Египетской.

После смерти Александра Великого его преемники диадохи начали делёж осколков его империи.

Более века, с 300 по 197 годы, Иудея находилась под властью династии Птолемеев, правителей эллинистического Египта. Это была просвещённая монархия, проводившая по-литику веротерпимости. При Птолемеях Иудея пользовалась благами мира, страна разцветала под руководством опытных греческих специалистов. Во внутренние дела Храма и иудейских жрецов Птолемеи не лезли, но сам факт их светской власти над властью Храма создавал возможность для иудейского населения попытаться выйти из-под ярма религиозных мракобесов, освободиться от диктатуры закона Моисея. Так, естественным образом, началась эллинизация иудеев, усиливавшаяся как форма протеста рядового иудейского населения против религиозного засилья иудейской верхушки. разпространялся греческий язык (в виде койне), в иудейской среде укоренялись культурно-бытовые и социальные обычаи эллинов, принимались греческие имена. Некоторые особо отважные иудеи начали пок лоняться греческим богам, желая окончательно порвать с традицией, силой навязанной им равами.


ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ СЕЛЕВКИДОВ

В 197 году Иудея оказалась под контролем Селевкидов, династов эллинистического Сирийского царства. Селевкидская Сирия была крупнейшим из эллинистических государств и проводила чрезвычайно агрессивную политику. Первоначально пределы её простирались от Дарданелл до Инда и от Леванта до Памира. Затем под ударами с востока границы державы сократились, и стремление к завоеваниям проявилось на западе. В результате Иудея перешла от Птолемеев к Селевкидам, от Египта — к Сирии.

Эллинистические державы унаследовали военное искусство: организацию, вооружение, технику, тактику и стратегию — от Александра Великого. Военное дело достигло пика, предела, выше которого оно не могло развиться на том уровне производства. Поэтому в военном деле произошёл застой, продолжавшийся более двухсот лет. Но тогда ещё никто не мог противостоять вооружённым до зубов, великолепно оснащённым и прекрасно обученным армиям эллинистических династов. Естественно, в распре Селевкидов с Птолемеями не принимали во внимание какую-то Иудею.

Птолемеи поощряли естественную эллинизацию Иудеи и покровительствовали новому явлению светских иудеев. Теперь они удалились от иудейских дел, оттеснённые противниками. Поэтому религиозная иудейская власть с ожесточением начала преследование иудеев-отступников.

В 175 — 164 годах правил селевкидский царь (эллины говорили: базилевс) Антиох Четвёртый Епифан. Этот честолюбивый владыка обратил внимание на то, что в Иудее началась борьба религиозной верхушки против тех иудеев, которые хотели использовать свою эллинизацию как средство ухода из-под власти жрецов. Поскольку эллинизированные иудеи были лояльны по отношению к греческой власти (ведь они видели в эллинах гарантию своей независимости от раввинов и коэнов), постольку и Антиох разсматривал их как свою потенциальную опору. Соответственно, репрессии иудеев-мракобесов он оценивал как покушение на свою царскую власть. И реагировал адекватно и быстро.

Антиох оккупировал Иудею, наложил дань на Храм, бывший тогда органом религиозного иудейского самоуправления. Греческие войска силой оружия подавляли попытки преследования иудеев-отступников. Со своей стороны, иудейские священники разоблачали политику Антиоха как насильственную эллинизацию, поднимали свою паству на борьбу с оккупантами. Всё более частыми становились случаи нападения на коллаборационистов и даже на самих греков. Ожесточение борьбы нарастало и с обеих сторон приводило к зверствам против мирного населения. Насилие оккупантов влекло за собою жестокость иудейских мстителей, а та, в свою очередь, усиливала карательные акции греков. Виток за витком, борьба нарастала из года в год. Двадцать лет длилась вакханалия насилия. В результате Храм был осквернён, и в нём установлен идол Зевса. Иудеев заставляли поклоняться Зевсу и приносить ему жертвы. Многие иудеи скрывались в горах. Повсюду объявлялись группы повстанцев. Карательные войска сбивались с ног.


ХАШМОНЕИ (МАККАВЕИ)

В 167 году пламя войны охватило значительную часть страны. Возглавил восстание священник Маттафия из рода Хашмонеев. В 166 году в одной из стычек он погиб. Во главе восставших стал его сын Иуда по прозвищу Маккаби (Молотобоец — на арамейском). Иуда оказался талантливым организатором, он наладил управление отрядами повстанцев и нанёс ряд чувствительных ударов по обозным колоннам греков. Эти победы казались чудесными, так как эллины неизмеримо превосходили иудеев во всех отношениях.

В 164 году войска Иуды Маккаби вступили в Иерусалим. Иуда очистил и освятил осквернённый Храм. По этому случаю, иудеи празднуют Хануку.

В том же году умер Антиох Четвёртый Епифан. Базилевсом стал его малолетний сын Антиох Пятый Евпатор, а правил за него регент Лисий. Опытный полководец, Лисий продолжил политику умершего царя, в том числе и в Иудее. Греки никак не могли закончить эту войну, что само по себе было большим успехом восставших. На фоне успехов в войне Иуда Маккаби проявил ярко выраженное стремление к царской власти. Не считаясь ни с кем, он напролом шёл к своей цели. Многие повстанцы отвернулись от Иуды, его войско поредело и почти перестало существовать как боевая сила. Не исключено даже, что в разных местах страны началось партизанское движение против гарнизонов Молотобойца.

В это время Лисий во главе армии пошёл на Иудею, чтобы разом покончить с этим бунтом. Иуда Маккаби со всеми силами встретил Лисия на границе, решившись на полевое сражение. В этой битве иудейское войско было наголову разгромлено. К изумлению иудеев Лисий развернул победоносную армию и быстрым маршем удалился от Иудеи. Эллинистические державы постоянно воевали друг с другом, и внимание Лисия было привлечено к серьёзному противнику. А Иуда начал собирать новые войска и в поисках союзников обратился за помощью к римлянам. Последние уже овладели Западным Средиземноморьем и начали постепенно проникать и в Восточное. Момент для решительного вмешательства ещё не настал, но в переписку с Иудеей они вступили. В переписке римский Сенат упирал на «родство иудеев и ромеев».

А борьба Иудеи с эллинами продолжалась. В 160 году Селевкиды, встревоженные положением в Иудее и возможным вмешательством Рима, направили в Иудею ещё одну армию. Ещё раз войско Маккаби было разбито, но теперь сам Иуда погиб.

Во главе иудейских войск встал брат Иуды — Ионатан, который продолжил борьбу. Он заручился поддержкой значительной части населения, укрепил свою власть в стране и стал первосвященником. От него пошёл род первосвященников-князей Хашмонеев. Тем не менее Ионатану не удалось добиться полного освобождения Иудеи. Страна обрела независимость при его брате и наследнике Шимоне (143 — 134 годы). Селевкидская держава напрягала все силы в упорной борьбе со своими противниками — другими эллинистическими империями — и не могла более держать в Иудее достаточные для контроля территории войска. Численность селевкидских отрядов, дислоцированных здесь, с каждым годом сокращалась, их перебрасывали на более важные направления. Настало долгожданное для иудеев время, когда последние отряды оккупантов покинули страну. Но война на этом не закончилась.

Шимон начал разширять границы государства священников, пытаясь прибрать к рукам кое-какие обломки разпадающейся селевкидской державы. Однако это ему не удалось. Шимон был убит своим зятем Птолемеем, который мечтал стать во главе страны. Но мечта Птолемея не сбылась.

В 134 году на престол первосвященника вступил сын Шимона — Иоанн Гиркан. Этот правитель вёл активную политику. Он завоевал Моав, Самарию и Эдом на юге. Эдомитян силой заставил принять иудейскую религию.

В 103 году следующий представитель династии Хашмонеев (Маккаби) Александр Янаи официально принял царский титул и правил до 76 года.


ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМЛЯН, ИРОД ВЕЛИКИЙ

В 63 году в Иудею вторглись римские войска. Римляне вошли и в Иерусалим.

В периоды: с 63 по 40 годы и затем — с 37 года до Рождества Христова по 6 год от Рождества Христова — иудейским царям Хашмонеям (Маккавеям) была дарована римская клиентела. Иудея стала зависимым от Рима царством.

В 37 — 4 годах до Рождества Христова правил царь Ирод (Ордус) Великий. Этот царь прославился грандиозным строительством. Римские инженеры возводили ему сооружения, потрясавшие воображение современников. В двадцатые годы Ирод реконструировал Храм. Работы продолжались десять лет. Храм был превращён в прекрасное и величественное сооружение, по великолепию и роскоши превосходящее храм Зоровавеля. Кроме того, весь холм, на котором стоял Храм, был значительно разширен и выровнен. Этот искусственный новый холм поддерживала грандиозная опорная стена (котель), выложенная из огромных камней. В наше время сохранился только небольшой западный участок этого сооружения — Котель а-маарав («западная опорная стена»), названная турками Стеной плача, потому что иудеи приходили к этому единственному оставшемуся свидетельству существования Храма плакать об ушедших временах. Хотя царь лишь реконструировал и перестроил Храм, но размах работ был столь значителен, что Храм стал называться именем царя — храм Ирода.

Широкую известность получили ещё два грандиозных сооружения Ирода. Это — великолепнейший приморский город с искусственным портом — Кейсария. Он был построен на удачном месте и поэтому быстро разбогател на каботажной морской торговле между Египтом и Элладой. И ещё одно деяние Ирода — крепость с дворцовым комплексом Масада, построенная на неприступной скале в дикой и отдалённой местности на берегу Мёртвого (Солёного) моря. Масада была построена как царская загородная летняя резиденция. В жару там было хорошо из-за прохладного горного климата. В Масаде по просьбе Ирода разместилась небольшая группа римских воинов — в качестве гарнизона и надёжной царской стражи.

При Ироде зависимость Иудеи от Рима усилилась. Росла эксплуатация страны союз никами и покровителями.

В 6 году от Рождества Христова (Новой эры) Иудея стала римской провинцией. Царская власть была упразднена. Внутренними делами стали управлять первосвященники и Синхедрин (Синедрион) — Высший религиозный иудейский суд.

В эту эпоху иудейский храм в Иерусалиме стал играть роль крупнейшего финансового центра Восточного Средиземноморья. Храм широко занимался меняльным делом и ростовщическими операциями в масштабах всей Империи — и даже шире, став своего рода коммерческим центром по связям Римской империи с Востоком. Активно Храм играл на разнице курсов золота и серебра. В результате в сокровищнице Храма скопились грандиозные запасы золота и серебра. Храм стал одним из крупнейших в тогдашнем мире хранилищ драгоценностей.

В периоды с 6 по 41 и с 44 по 46 годы Иудея была частью римской провинции Сирия. Правил ею прокуратор, представлявший проконсула Сирии. Римскими провинциями управляли проконсулы (бывшие консулы). В подчинении проконсулов находились прокураторы, ведавшие делами отдельных частей провинции. Проконсулы жестоко обирали население своих провинций. В Римской империи ходила поговорка: «Бедным он приехал в богатую провинцию и богатым уехал из бедной провинции». Провинции грабились руками римских откупщиков, в разпоряжение которых предоставлялись отряды римских войск — для выколачивания долгов по налогам. Гнёт был невыносимым. По всей империи вспыхивали восстания. Пламя недовольства экономическим гнётом и политическим засильем завоевателей и в Иудее временами прорывалось наружу. Это вынуждало римлян периодически идти на компромисс с целью смягчения противоречий и хотя бы для виду возрождать у иудеев институт царской власти.


ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА

В 64 году население Иерусалима обратило свой гнев на римского ставленника на иудейском троне — Агриппу Второго и изгнало царя. В Тибериаде (Тверии) началось восстание кинжальщиков — сикариев, поддержанное мощным движением бедноты против знати. Началась гражданская война, по сути ставшая первой фазой Иудейской войны, проходившей в 66 — 73 годы.

В 66 году римляне вмешались в гражданскую войну в Иудее. Легионами, вторгшимися в страну, командовал полководец Веспасиан и его сын Тит — оба будущие императоры. Классовая и гражданская война иудеев дополнилась патриотической войной против римского владычества. В 67 году Иерусалим был осаждён. Веспасиан стал императором и уехал в Рим, руководство войной полностью принял на себя Тит. Осада Иерусалима сопро вождалась ожесточёнными боевыми действиями. В это же время война велась и на всей территории страны. В осаждённом римлянами Иерусалиме враждующие иудейские секты вели между собою ещё более жестокую войну. Они бились за сокровища Храма. Каждая сторона стремилась успеть захватить их раньше римлян и не пустить к ним другую сторону. Вероятно, и римляне желали получить храмовые сокровища, поэтому их войскам был дан строгий приказ не допустить разрушения Храма, взять его в целости и сохранности.

В 70 году после трёхлетней осады войска Тита взяли Иерусалим.

В иудейской междоусобице Храм перешёл в руки одной из соперничающих сторон, его сокровищница была опустошена, а сам Храм сожжён. Якобы сгорел по случаю боевых действий. Тит был взбешён тем обстоятельством, что его войска, вопреки приказу, не успели сохранить иудейский храм в целости для него, Тита, и для римского народа, разумеется. Римляне добыли только драгоценную храмовую утварь из золота — её солдаты спасли из огня. В частности, среди других ценностей они взяли Менору — громадный семисвечник с несколько оплавленными ветвями. Но вся драгоценная утварь была просто мелочью по сравнению с ценностями храмовой сокровищницы — всеми этими неисчислимыми золотыми слитками, безследно исчезнувшими самым загадочным образом.

В жесточайших уличных боях был разрушен и весь город. Победители организовали тщательное разследование, пытаясь отыскать следы пропавшего золота Храма, но эти следы как-то затерялись. А это лишь указывало на то обстоятельство, что золото пропало отнюдь не в день падения города, а раньше.

Так окончился период Второго храма. Но война ещё продолжалась. В самом начале войны, в 66 году, группа римских солдат, стоявших гарнизоном в дворцовом комплексе Масада, покинула место разположения и ушла на соединение с более крупными отрядами римлян. А Масада стала прибежищем иудейских повстанцев сикариев-зелотов, которые вместе со своими семьями укрылись здесь от римлян. Вскоре римляне обнаружили, что Масада осталась последним пунктом в стране, ещё не усмирённым ими. К моменту появления там римлян, повстанцы свезли в Масаду огромное количество провианта, добавив его к уже имевшимся в хранилищах комплекса царским запасам. Питьё же было в избытке благодаря созданным римскими инженерами при Ироде громадным цистернам для сбора дождевой воды и паводковой воды ближайших речек. Так Масада стала крепостью — впервые в своей истории. Главным оборонительным фактором были не крепостные стены, довольно слабые, но неприступность самого места, находящегося на обрывистой высокой скале. Вверх по отвесной стене вела узкая единственная тропинка, вьющаяся вокруг горы под обстрелом со стен и башен. В 70 году последние мятежники укрылись в Масаде под руководством Элиэзера бен-Яира. В 72 году римские войска под командованием прокуратора Флавия Сильвы блокировали крепость, установили осаду и методично приступили к планомерным работам по подготовке штурма. Римские метательные машины разрушали стены, а толпы пленников, согнанных на работы, под руководством римских инженеров сооружали грандиозную насыпь на западном склоне. По этой насыпи римляне планировали ворваться в крепость. Работы продолжались семь месяцев, и когда стало очевидно, что назавтра римляне ворвутся в Масаду, в ночь перед штурмом её защитники покончили жизнь самоубийством, убив также и своих жён и детей. В 73 году римляне взяли Масаду, последний очаг иудейского сопротивления, найдя всех его защитников мёртвыми рядом с огромными запасами пищи. Иудейская война была закончена.


НАЧАЛО ТРЕТЬЕГО РАЗСЕЯНИЯ ИУДЕЕВ

В 73 году римляне организовали провинцию Иудея. Часть иудейского населения покинула страну и разсеялась по странам Римской империи. Так началась эпоха Третьего разсеяния.

Во многих городах Империи и в самом Риме образовались иудейские общины. Всюду иудеи жили замкнуто, изолированно, отдельными кварталами. Для них, в поколениях воспитываемых равами, страшнее всего было выйти из-под этой власти, оказаться предоставленными самим себе. И поныне главным козырем в устах рава звучит угроза выгнать иудея из общины, где он привык жить молитвами без забот и труда, выполняя все предписания рава — своего кумира и всемогущего властителя.

В 132 — 135 годах в Иудее полыхало восстание Бар Кохбы (Сына звезды). Шимон Бар Кохба был объявлен машиахом (мессией), возглавил восстание против Рима при императоре Адриане. Восстание длилось более двух лет, достигло большого ожесточения и было решительным образом утоплено в крови. По всем иудейским общинам Империи прокатилась волна погромов.

В 135 году Адриан дал Иудее наименование провинция Сирия Палестина, затем страна стала называться просто Палестиной.

Так закончилось существование Иудеи.

История же иудеев в Палестине и в других странах (с начала Третьего разсеяния) выходит за рамки нашей темы.


ТЕКСТ 5

ОТРЫВОК ИЗ РЕЧИ БЕН-ЯИРА

(ОСАЖДЁННАЯ МАСАДА)

Автор решил включить в приложения этот текст, поскольку

он показывает всю глубину различия между стереотипами

древнеиудейского населения и обычаями современных нам иудеев.

Отчётливо видно, какая это бездонная пропасть...

Отважные и верные сторонники! Мы давно решили не служить ни римлянам, ни кому-либо другому, кроме Бога, кто один истинный и справедливый властитель над нами. И теперь пришло время нам доказать нашу веру на деле. В такое время мы не должны себя опозорить. В прошлом мы никогда не подчинялись рабству, даже когда оно не сулило нам опасности. Мы не должны выбрать рабство с его карами, потому что если мы попадём живыми в руки римлян, это будет означать конец всему. Мы были первыми, кто начал восстание, и мы будем последними, прекратившими борьбу. И я думаю, что это Бог даёт нам эту привилегию умереть как благородные и свободные люди. Очевидно, что день прорыва положит конец нашему сопротивлению, но мы свободны выбрать честную смерть вместе с теми, кого мы любим. Этого наши враги не могут предотвратить, хотя они молят Бога взять нас живыми; но мы не можем разбить их в битве.

Пусть наши жёны умрут не обезчещенными, наши дети не узнают рабства. И после этого окажем друг другу добрую услугу, сохранив и унеся в могилу самое прекрасное — нашу свободу. Но сначала пусть всё, чем мы владеем, и вся крепость будут охвачены огнём. Это будет жестоким ударом для римлян, я знаю, обнаружить, что мы недостижимы для них, и нечего грабить. Но одна вещь должна быть сохранена — наши склады с пищей: это будет свидетельствовать, когда мы умрём, что мы погибли не от недостатка пиши, а потому, что решили предпочесть смерть рабству.

...Кроме того, мы рождены, чтобы умереть, мы и те, кого мы привели в этот мир. Самый удачливый человек не избежит этого. Но рабство и взгляды наших жён, уводимых вместе с детьми на позор — это не то зло, которому человек подвержен по законам природы; люди претерпевают это из-за собственной трусости, если они имели шанс предотвратить это своей смертью и не использовали его. Мы горды нашей отвагой, мы подняли восстание против Рима. Жаль молодых, чьи тела достаточно сильны, чтобы выдержать длительные страдания. Жаль немолодых, чьи старые тела не выдержат такого обращения. Идёмте! Пока наши руки свободны и могут держать меч, дайте им сделать благородное дело! Умрём не порабощенными нашими врагами и покинем этот мир как свободные люди с нашими жёнами и детьми.


2002


Почта: lugvran@gmail.com