Страница Луга Врана
О месте и роли России в прошлом, настоящем и будущем






О ложной официальной истории | Русская цивилизация | Вопросы Иудейства | Теономия | Аналитика

Трибуна | Галерея


О русском богатырском бое и богатырях

(По былинам)

О былинах

Былины — замечательно интересное явление русской культуры, и сейчас ещё вызывающее много споров. Изначально народ относился к ним как к достоверному источнику информации (что следует из самого слова), чётко разделяя понятия «былина» и «сказка». Лишь позднее, с ходом времени, люди стали смешивать их...

Кроме того, многие исследователи начали считать былины выражением свойственной мифологизированному народному мышлению субъективации, когда деяния воинских дружин приписывались их предводителям и прямо связывались с их личными именами.

Но в самих былинах содержится достаточно данных, опровергающих подобную оценку...

Легко убедиться в том, что русский фольклор может дать гораздо больше достоверной информации о прошлом, чем так называемая «историческая наука» норманистов...


Богатыри

Дружинами на Руси располагали князья либо бояре. Но далеко не все былинные богатыри были знатного происхождения. Наверняка князем был один Вольга (Олег Вещий?), да ещё Добрыня имел боярский сан. О Дунае, Потоке и Святогоре трудно сказать что-либо определённое, но остальные были изгоями: Илья Муромец и Микула Селянинович — из мужиков; Александр (Олёша) — поповский сын («Алёша Попович»)...

Рассказывая о Вольге, былины не забывают упомянуть и его славную княжескую дружину, в то же время отмечая странную для князя любовь к индивидуальным действиям. В случае с другими богатырями подчёркивается их одиночество в битвах.

По былинной традиции богатырь — конный воин, в одиночку сражающийся со множеством. Былины говорят о богатырях, бившихся с десятками и даже с сотнями врагов.

Богатырей было очень мало, и не исключено, что былины донесли имена почти всех...

Что же представлял собою реальный богатырь? Каким он мог быть в жизни?


Богатырский бой

Конечно, это был индивидуальный боец «штучного производства», подготовленный к рукопашному бою с большим числом противников. Боец только нападающий, но ни в коем случае не обороняющийся. Боец, навязывающий свою волю и свои условия боя...

Первая задача нападающего богатыря — преодоление открытого пространства, отделяющего его от врагов, где на большом удалении его могут поразить стрелами. Поэтому богатырь стремился напасть внезапно: либо из засады, неожиданно появившись из-за укрытия перед самым носом врага; либо приблизившись под каким-то коварным предлогом; либо стремительно сближаться, двигаясь как бы «галсами», всё время меняя направление и тем самым сбивая прицел лучников.

Броня его должна была быть по возможности лёгкой и не стеснять движений. Если богатырь использовал щит, прикрываясь от стрел на этапе сближения, то войдя в соприкосновение, бросал щит во врагов и затем бился уже без него, только с поражающим оружием в руках.

Главным оружием богатыря было ударное: палица или булава, — позволяющее наносить сильные удары и быстро проноситься мимо, не ввязываясь в затяжную схватку...

Используя мощь богатырского коня, витязь врывался в середину отряда неприятеля и далее передвигался в толпе вражеских всадников. Движения воина были чрезвычайно резкими, бурными, стремительными и, в то же время, хаотически непредсказуемыми с точки зрения врага.

Богатырь совершал в седле внезапные рывки из стороны в сторону, вперёд и назад — с целью сделать невозможными точные удары копьём или мечом. Иными словами, делал то, что в наше время получило название «качать маятник». Чтобы враги не могли поразить его стрелами, витязь направлял коня в самую гущу всадников. В сумятице конного боя с ним не могли сойтись сразу несколько неприятелей — это облегчало задачу. Богатырь рвался вперёд по сложной кривой и только вперёд. Не останавливался, не замедлял скачки, не выходил из толпы врагов, где его в мешанине тел не могли расстрелять. Сила коня умножалась на скорость. Враги всё время отставали, не успевали зайти сзади, терялись, не видя богатыря в данное мгновение...

Все движения бойца имели выраженный циклический характер, были чем-то вроде безконечного сложного танца, иначе бы он слишком быстро устал. Этот «танец», вероятно, был повторяющимися сериями одних и тех же элементов: бросков, нырков, уклонов и блоков — неотделимых от непрерывного каскада ударов...

Богатырский бой — система постоянного упреждения противника.

Богатырь не мог обращать внимание на каждого из своих врагов, ведь их слишком много. Он действовал независимо от их поведения. Если бы он реагировал на каждого противника и отвечал на его выпады, то победить бы не мог. Богатырь не реагировал, он навязывал стиль боя, не упускал инициативы. Только упреждение и непрекращающийся «танец» в седле плюс скорость конского бега! И у врагов не оставалось шансов...

Богатырь работал «как комбайн»: рубил, колол, сбивал конём...

Понятно, что внезапное появление такого витязя, ворвавшегося в гущу врагов, подобно опустошительному смерчу и кажущегося неуязвимым, производило страшное впечатление, казалось чем-то нереальным, сверхестественным. И вызывало панику...

Подготовка самого богатыря наверняка была в чём-то похожа на подготовку современных мастеров японских, тибетских, китайских, малайских, тайских, индийских, африканских и прочих единоборств.

И Европа в древности знала похожие виды спорта, например, в Элладе популярностью пользовался панкратион. А на Руси долго был известен «простой бой», то есть бой без оружия.

Разумеется, богатырский бой должен был быть чем-то более сложным нежели простой бой, ведь это был бой на коне, с оружием и против большого числа прекрасно вооружённых всадников. Но ничего невозможного в нём нет!

Конечно, подготовка богатыря была делом хлопотным и дорогостоящим, поэтому содержать его могла либо богатая сельская община или боярин, либо город, либо князь. Ну а «киевский князь Владимир Красное Солнышко» имел, по былинам, сразу много богатырей...


Богатырский конь

Вся надежда витязя — на коня. Богатырский конь умел совершать сложные колебательные движения, делать внезапные резкие броски, сбивать с ног лошадей противника.

Подготовка богатырского коня была целым искусством, и это отражено в былинах. Длительное обучение и тщательная шлифовка, специальная диета и изнурительные тренировки, купание в утренней росе и многие другие обязательные ритуалы — всё это давало удивительные результаты. Образ Сивки-Бурки или Бурушки-Косматушки неотделим от богатырского образа...

Конечно, далеко не каждый жеребёнок мог стать богатырским конём. Былины донесли некоторые особенности испытаний, которым богатырь подвергал кандидата на роль своего боевого товарища. Витязь резко толкал жеребёнка рукой в бок. Богатырский конь должен был отличаться устойчивостью, ведь характерными движениями богатыря в бою были резкие рывки в сторону!

Помимо прочего, такие рывки предъявляли повышенные требования к надёжности крепления седла, которое ни при каких условиях не должно было сбиться на бок. Былины уделяют этому большое внимание, часто и подробно описывают двенадцать (!) подпруг, перечисляют каждую, упирая на прочность материала — от шёлка до железа!


Об энергетике богатырского боя

В результате долгого обучения и изнурительных тренировок сам богатырь и его конь приобретали способность к взрывному высвобождению большой энергии, долго перед тем накапливаемой.

Но даже очень сильный и подготовленный человек, овладевший искусством боя со многими противниками сразу, вряд ли мог легко высвобождать полностью всю энергию, необходимую для победы над десятками и сотнями опытных вояк.

Но в прошлом было нечто подобное богатырям. Варварская Европа знала берсеркров, «людей-медведей», «оборотней», наводивших ужас на большие массы врагов. Берсеркры часто бились голыми руками и в момент атаки даже отбрасывали щит (точно как богатыри)... Такого берсеркра можно было убить издали, но если он врывался во вражеские ряды, то противнику оставалось лишь бегство...

Сохранились свидетельства того, что берсеркры опьяняли себя отваром мухомора. Этот отвар подобно наркотику позволял реализовать скрытые возможности организма...

Вероятно, и богатыри, эти конные «близнецы» берсеркров, использовали какое-то снадобье вроде мухомора. [Кстати, былины сообщают и то, как Илья Муромец стал богатырём. Сидел он себе сиднем на печи. Тут пришли некие бродячие волшебники и напоили его чем-то. Напиток явно был одурманивающим, ибо Илья испытал необычайный прилив сил и жажду подвигов. Он вскочил, бросился вон из дома и начал швырять камни и коряги. С этого момента он почувствовал вкус к ратным потехам и начал приобщаться к «богатырским играм».]

Недруги богатырей часто называли их словами «ярыга» или «ярыжка», что буквально значит «пьяница», «опоённый».

Не исключено, что перед боем богатыри поили наркотическим «чудо-питьём» и своих коней.


Богатырский сон

Применение такого снадобья позволяло выложиться полностью, до предела, преодолеть инстинкт самосохранения, «вычерпать силу до дна», зато после боя богатырь впадал в своего рода «транс изнеможения». Состояние упадка сил должно было продолжаться долго и быть чрезвычайно тяжёлым. Понятно, что подобные перепады уровней энергетической насыщенности организма не способствовали здоровью и долголетию.

Потери энергии в бою могли быть настолько значительными, что становились тяжким испытанием даже для закалённого и приученного к лишениям организма богатыря. Иногда витязь (как Дунай), победив врагов, ложился на землю и тихо умирал от изнеможения. Долгий восстановительный период отдыха описан в былинах как «богатырский сон», в том смысле, что воин набирался сил от «матери-сырой-земли».

Именно в такие периоды восстановления сил «спящий» богатырь мог быть легко взят в плен.

Поэтому у богатыря обязательно был верный и надёжный спутник, охранявший безпомощного богатыря в период его богатырского сна.

Богатырский образ жизни, или богатырство, неизбежно приводил к стремительному и полному износу организма. Даже не учитывая реальной опасности гибели или ранений в бою, богатырство само по себе, как образ жизни, губило бойца.

Но богатыри сознательно жертвовали собой ради своей земли, своего народа, своего мира...


Как ушло время богатырей

Смыслом существования богатырей был бой одного со множеством. Витязи воевали не толпой, а по одному. Они сражались с десятками и сотнями — с отдельными небольшими отрядами. Но они не могли биться с настоящей хорошо организованной армией...

Когда военное дело развилось до определённого уровня, когда появилось сложное и мощное оружие, когда увеличилась численность войск и уплотнились боевые порядки, когда усовершенствовалась тактика — «перевелись богатыри на Руси».

Поздние былины прямо связывают это с утверждением на Руси Орды и с установлением новых порядков. Может, так и было (или же богатыри исчезли раньше, просто исторические потрясения русского распада и последующего установления Русской Орды оказались слишком страшными для современников)...

История того, как «перевелись богатыри на Руси», подтверждает общую картину бурного развития Руси во все эпохи. И того, как новые исторические веяния в Русском центре мира вытесняли старые отжившие традиции и технологии на застойные окраины Ойкумены. Так и «боевые искусства» оказались как бы законсервированными в отсталых странах Дальнего Востока. Ведь там столетиями не появлялось ничего такого, что могло бы перевести общество на более высокий уровень развития...



Почта: lugvran@gmail.com